КАБУЛ, 8 дек — РИА Новости, Евгений Орел. Многие жители Афганистана, который уже много лет находится в состоянии гражданской войны, ни разу в жизни не видели лекарств – и не потому, что никогда не болеют, а из-за того, что их просто негде достать. Рустам Хабибулин – генеральный директор «Благотворительного патриотического фонда мусульман России» — рассказал в интервью РИА Новости, как его организация пытается помочь людям, которым больше не от кого ждать помощи.
«Намаз в погребах»
Несмотря на миллионы долларов ежегодно выделяемой Афганистану финансовой помощи, ситуация с безопасностью во многих провинциях по-прежнему оставляет желать лучшего. Активные боевые действия вынуждают тысячи граждан покидать свои дома, и обеспечение вынужденных переселенцев необходимой помощью, в том числе медицинской, остается для местных властей непростой задачей.
На этом фоне особое значение приобретает деятельность неправительственных организаций, которые, не имея надежных гарантий безопасности, на свой страх и риск развозят товары первой необходимости жителям охваченной войной страны.
Одной из таких организаций стал «Благотворительный патриотический фонд мусульман России», который в конце ноября при поддержке представительства Россотрудничества в Афганистане организовал доставку сюда первого гуманитарного груза от мусульман РФ. Как сообщил Хабибуллин, идея провести такую акцию родилась в 2017 году, когда в Кабуле проходила конференция представителей исламского духовенства России и Афганистана высокого уровня.
«Мы встретились с афганскими религиозными деятелями, которые были очень удивлены, увидев нас. Они абсолютно серьезно сказали: «Мы думали, что в России ислама нет. Думали, мусульмане у вас читают намаз в погребах, и их насильно крестят». Мы, конечно же, развеяли эти мифы, показали им наши книги, побеседовали с ними на богословские темы. Для них стало большой неожиданностью, что в России проживает столь большое число мусульман. Тогда же мы их спросили, каким образом Россия может их поддержать. Они ответили, что народ Афганистана очень нуждается в лекарствах. Мы пообещали, что поможем», — рассказал Хабибуллин.
Вслед за этим, по его словам, началась длительная процедура оформления и согласования документов по вывозу и ввозу груза в Афганистан. Параллельно с этим руководство фонда проводило встречи с афганскими религиозными деятелями, которые должны были подтвердить, что вся помощь носит халяльный, то есть дозволенный для мусульман характер.
«Например, все наши шовные материалы – халяльные. Сегодня в мире существуют только два завода, которые производят халяльный кетгут (саморассасывающийся хирургический шовный материал — ред.) для сшивания внутренних органов: в Татарстане и в Малайзии. Обычный кетгут изготавливается из кишечной оболочки различных животных, в том числе свиней — что противоречит мусульманским нормам. Наш – из кишечной оболочки баранов, забитых по канонам ислама. Все производство контролируется, и на выходе мы имеем халяльный кетгут», — поведал Хабибуллин.
Помощь «из рук в руки»
После оформления необходимых документов груз весом около пяти тонн отправился в Афганистан: из Казани в Оренбург, далее — через Казахстан, Узбекистан, пока не достиг Хайратона (приграничный город и порт в северной провинции Балх — ред.). В общей сложности дорога заняла около недели. На таможенных постах — большие пробки, посетовал собеседник.
«Доставив гумпомощь до Хайратона, мы разгрузили фуру, распределили лекарства по машинам и далее повезли их в лагеря беженцев. Мы действовали в большей степени по ситуации: заранее не сообщали властям о наших маршрутах, поскольку знали, что эта информация могла попасть «не в те руки». Сами понимаете, страна очень неспокойная, а у нас — дорогостоящий груз, который может заинтересовать многих. Если сообщать заранее, можно легко нарваться на провокации», — сказал Хабибуллин, добавив, что участники гуманитарной миссии сталкиваются с такого рода «провокациями» регулярно.
В состав груза, по словам главы фонда, вошли 67 различных видов лекарственных препаратов для лечения заболеваний бронхо-легочной системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и глаз, а также антисептики, обезболивающие, жгуты и другие. Список препаратов составлялся по запросам как государственных ведомств Афганистана, так и непосредственно больниц, с которыми у властей в силу ряда причин нет какой-либо связи.
«Не секрет, что чиновники не владеют информацией по медучреждениям во многих уездах. Мы собрали эту информацию самостоятельно, акцентировав внимание на больницах, где нехватка медикаментов наиболее острая. Вы будете удивлены, но среди них есть и такие, где лекарств нет в принципе. Во многих случаях нас просили привезти шовно-хирургические материалы, так как в некоторых провинциях ведутся активные боевые действия, и люди постоянно получают осколочные ранения, а дети подрываются на минах. Мы ожидаем, что вскоре афганская сторона подготовит для нас новый список», — рассказал Хабибуллин.
Важной особенностью проводимой фондом гуманитарной акции является то, что российские мусульмане осуществляют адресную раздачу медикаментов — из рук в руки. С точки зрения ислама главное — чтобы акт благотворительности был совершен от души, подчеркнул собеседник агентства.
«На раздаче с нами присутствуют местные врачи, с которыми мы заранее договорились и которые сообщили нам о нехватке тех или иных лекарств. Приезжая в провинцию, мы сразу привозим с собой нужное количество препаратов, которые отдаем в руки врачам, а те — своим пациентам. Сперва был самый трудный этап раздачи гумпомощи — в лагерях беженцев. Затем она «пошла» по тем больницам, в которых ситуация с медикаментами обстоит тяжелее всего. Когда планируем завершить операцию, сказать пока не могу. До Нового года точно успеем», — заверил он.
«Мы не дадим вас тронуть»
Наибольший вклад в обеспечении безопасности сотрудников миссии, признается Хабибуллин, вносят не армия или полиция, а рядовые афганцы. Этому, по его словам, способствует не только «очень трепетное» отношение жителей страны к россиянам, но и подчеркнуто мирный характер акции.
«Мы всегда предупреждаем, что идем без оружия. С местными жителями ведем себя открыто: едим плов, пьем чай, вместе молимся. Все это видят, и никто ни разу на нас не нападал — ни простые люди, ни представители оппозиционных течений и группировок. Более того, местные часто, завидев нас, выходят из своих домов на улицы и говорят: «Мы не дадим никому вас тронуть». А затем, когда мы уезжаем, встают по обе стороны дороги, образуя коридор, и ждут, пока мы безопасно не покинем их селения», — поведал глава фонда российских мусульман.
Когда состоится следующая акция такого рода, Хабибуллин прогнозировать не взялся. Отметил лишь, что фонд планирует активно работать с афганцами и помогать им.
«Говорить заранее, я думаю, не стоит. Наша задача — приехать, раздать помощь и уехать, пока некоторые не успели «очнуться» и причинить нам вред. Мы стараемся хоть как-то помочь людям, которым помощи ждать больше не от кого. Многие из них в жизни не видели лекарств. Они получают их и начинают плакать, относят домой, показывают своим семьям, детям. Говорят, что эти препараты — «волшебные». А, приезжая в другую провинцию, мы выясняем, что про нас тут уже знают. Это Афганистан, информация здесь распространяется очень быстро», — резюмировал собеседник.